Новички, а также опытные автомобилисты не всегда верно понимают, когда же именно необходимо сменять покрышки своего автомобиля, ошибочно полагая, что делать это нужно лишь во время смены сезона с летнего на зимний и наоборот (если, конечно, вы не предпочитаете всесезонку). В этой небольшой статье мы расскажем вам, в каких еще случаях стоит призадуматься о смене автомобильных шин.
Причина первая: если ваши шины износились
Предположим, одним жарким днем вы достали ваши покрышки из гаража, в надежде откатать еще один летний сезон, как увидели, что протектор едва виднеется, а по высоте он сравнялся с индикаторами износа. Согласно правилам дорожного движения, и положению о допуске ТС, к эксплуатации минимальный остаток резины должен быть 1,6 мм (для легковых автомобилей). Нарушив данные правила, автомобилиста могут оштрафовать на сумму 500 рублей (статья 12.5 КоАП РФ, часть 1). Кроме того, если шины у автомобиля находятся в таком плачевном состоянии, то им нельзя пользоваться. Возобновить поездки можно лишь после устранения данной проблемы.
И не стоит воротить носом по поводу штрафов и сетовать на «злых и плохих» инспекторов ГИБДД, потому что шины в таком плохом состоянии могут подвергнуть жизни вас, ваших близких и незнакомых вам людей большой опасности. Почему? Потому что нижний слой покрышки имеет худший коэффициентом сцепления (современные шины обладают сложной конструкцией и составом). Также стоит отметить, что сильно падает устойчивость на мокрых, грязных или грунтовых дорогах, так как покрышка не способна отводить воду и землю из пятна контакта. Более того, у изношенной шины значительно увеличиваются шансы проколоть колесо.
Причина вторая: повреждение шины
Эксплуатируемые покрышки периодически надо проверять на наличие различных механических повреждений. Тут снова стоит обратиться к перечню неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация автомобиля. В пункте 5.2 говорится: «Шины имеют внешние повреждения (пробои, порезы, разрывы), обнажающие корд, а также расслоение каркаса, отслоение протектора и боковины».
Не стоит долго разглагольствовать на юридические темы, обратимся сразу к реальности - механически поврежденные покрышки могут преждевременно стать спущенными, или же вовсе взорваться, что крайне нежелательно для автомобилиста, особенно во время хода. Еще больший шанс встретить эту проблему возрастает на «плохих» дорогах: с выбоинами, кочками, трещинами и другими изъянами.
Грыжи на шинах - это тоже распространенная проблема, из-за них покрышка может вздуться. Такую резину можно (но не нужно) переставить на заднюю ось, или же просто починить ее, однако гарантий на ее прежнее нормальное функционирование никто не даст.
Причина третья: шины постарели
Практически у всего в этом мире есть свой срок, и шины не исключение. Согласно ГОСТу 4754-97 шины можно хранить ровно пять лет со дня их даты изготовления. Эксплуатировать можно в течение десяти лет, если, конечно, покрышки не были чем-либо преждевременно испорчены (проколы, износ, грыжа и так далее).
Тут же возникает нормальный вопрос - ну хранились шины пять лет, и они по прошествию времени остались в отличном состоянии, почему же не ездить? Здесь стоит притормозить коней и разобраться в нюансах. Солнечный свет, перепады температур, химическое воздействие — всё это приводит к ухудшению связей между молекулами в резине и, как следствие, потере эластичности. Особенно это критично для зимних шин.
Исследования ADAC (Немецкого автомобильного клуба) и экспертной организации DEKRA доказали, что все разрывы шин на высокой скорости связаны с их приличным возрастом (более 10 лет). Но, даже если вы не ездите по ровной и идеальной дороге, такие покрышки гораздо хуже держат поверхность , особенно влажную, и быстрее изнашиваются. Конечно при соблюдении условий хранения шина будет служить гораздо дольше 5 лет, поэтому лучше не оставлять их в неотапливаемом гараже и, не хранить на улице на дачном участке. Найти дату производства несложно - маркировка изображена на боковине шины — это четыре цифры, обозначающие неделю и год выпуска.
Причина четвертая: нарушена геометрия шин
Вы чувствуете, что ваша машина некорректно себя ведет на дороге во время хода? Виляет туда-сюда? Возможно все дело в покрышках - у них нарушена геометрия конструкции. Нарушение геометрии может быть обусловлено возрастом шин, их неправильным хранением и эксплуатацией. Деформацию покрышек можно заметить как при сборке в центрах автомонтажа, так и самостоятельно - достаточно лишь немного прокатить шину, и посмотреть, как она будет двигаться. Если вы видите, что она двигается «восьмеркой» ли же ее кренит куда-то в сторону, а не прямо, то такую покрышку можно смело утилизировать.
Никакая балансировка не исправит погрешности кривой шины, отремонтировать её тоже невозможно. Чаще всего этим недугом страдают старые покрышки, либо дешёвые модели с низкокачественным кордом и материалами. Более того, помните, что новенькие покрышки, купленные в соответствующем магазины, могут быть с браком.
Причина пятая: шина неравномерно износилась
Если вы заметили, что высота протектора в центре беговой дорожки ещё далека от индикаторов износа, но шины стёрты по краям - это значит лишь одно - шина неравномерно износилась во время эксплуатации. Это часто происходит, если не следить за давлением в покрышках. Бывает даже, что шина изношена лишь на одной стороне — это последствия сбитых углов установки колёс. Формально это не противоречит ПДД, но негативным образом влияет на управляемость и курсовую устойчивость — машина может неадекватно вести себя на дороге, вынуждая подруливать, что крайне опасно для водителя и всех окружающих.
Неравномерный износ особенно актуален для низкопрофильных шин — автомобили на них гораздо чувствительнее к углам установки колёс и износу протектора. Стоит сказать и о шинах типа run-flat с жёсткими боковинами, которые позволяют продолжать движение при проколах. Как показали наблюдения, у них при износе более чем на 50% резко ухудшается поведение машины в колеях и повышается шум от покрышек.